Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основы метрологии

32

 

Тема 1.1  Введение

Содержание учебного материала

1

1

Цель изучения предмета и его связь с другими дисциплинами

1

1

Тема 1.2 Основы метрологии

Содержание учебного материала

18

 

1

Основные понятия метрологии

1

1

1

1

2

2

2

Измерения и их свойства

2

3

Классификация измерений

2

4

Методы измерений

2

5

Средства измерений и их метрологические характеристики

2

6

Государственные испытания средств измерений

2

2

7

Поверка средств измерений

2

2

8

Погрешности средств измерений

2

 

9

Оборудование поверочных лабораторий

1

2

10

Квалификация работников поверочных лабораторий

1

2

11

Калибровка средств измерений

2

2

12

Техническое обслуживание средств измерений и контроля

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний; подготовка рефератов

Формы контроля: устный опрос, заслушивание реферата

8

 

Тема 1.3 Нормативная база метрологии

Содержание учебного материала

3

 

1

Правовое обеспечение метрологии

1

2

2

Государственная система обеспечения единства измерений

1

2

3

Государственный надзор в области метрологии

1

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний; подготовка рефератов «Государственная метрологическая служба»

Формы контроля: устный опрос, заслушивание реферата

4

 

Тема 1.4. Контрольно - измерительные приборы

Содержание учебного материала

7

 

1

Приборы для измерения параметров электрической цепи. Практическое занятие.

1

3

2

Приборы для учета электроэнергии. Практическое занятие.

1

3

3

Приборы для измерения давления жидкостей и газов. Практическое занятие.

1

3

4

Приборы для измерения расхода жидкостей и газов. Практическое занятие.

1

3

5

Приборы для измерения уровня жидкостей и газа. Практическое занятие.

1

3

 

6

Приборы для анализа состава и свойств жидкостей и газов. Практическое занятие.

1

3

 

7

Измерительные инструменты. Практическое занятие.

1

3

 

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний; выполнение графических заданий

Формы контроля: устный опрос, проверка графических заданий

6

 

Тема 1.5.

Электробезопасность

Содержание учебного материала

3

 

1.

Правила безопасности и охраны труда при работе с приборами

1

        2

2.

Действие электрического тока на организм человека

1

        2

3.

Порядок оказания первой помощи при поражении электрическим током.

1

        2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний;

Формы контроля: устный опрос

2

 

Раздел 2. Стандартизация

28

 

Тема 2.1. Основные понятия стандартизации

Содержание учебного материала

16

1

Понятие стандартизации,  ее функции

2

2

2

Методы стандартизации

2

2

3

Правовые основы стандартизации

2

2

4

Механизмы стандартизации

2

2

5

Виды стандартов

2

2

6

Порядок  разработки стандартов. Технические условия

2

2

7

Государственный контроль и надзор в области стандартизации: задачи, отличия, порядок осуществления

2

2

8

Единые системы конструкторской и технологической документации

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний; подготовка рефератов «Стандарты на железнодорожном транспорте»

Формы контроля: устный опрос, заслушивание реферата

 

8

 

 

Тема 2.2 Основы взаимозаменяемости

Содержание учебного материала

12

 

1

Основные понятия взаимозаменяемости. Виды взаимозаменяемости.

2

2

2

Допуск, поле допуска, квалитеты точности.

2

2

3

Способы нанесения предельных отклонений размеров на чертежах. Практическое занятие

2

2

4

Определение и обозначение посадок. Практическое занятие

2

2

5

Схематическое изображение допусков.  Практическое занятие

2

2

6

Выбор и назначение допусков и посадок. Практическое занятие

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний;

Формы контроля: устный опрос

 

5

 

Раздел 3. Сертификация

Тема 3.1 Сертификация продукции и услуг

Содержание учебного материала

10

 

1

Сертификация и ее основные функции. Обязательная и добровольная сертификация

2

2

2

Правила сертификации

1

 

3

Схемы сертификации. Практическое занятие.

2

2

4

Качество продукции,  показатели качества.

2

2

5

Методы оценки показателей качества продукции.

1

2

6

Испытание и контроль продукции.

1

2

7

Система качества

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов; самостоятельное изучение дополнительного материала с использованием учебной или технической литературы, Интернет-ресурсов;  подготовка к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации

 

3

 

 

Дифференцированный зачет

2

Всего самостоятельной работы обучающихся:

36

Всего обязательной аудиторной нагрузки:   

72

             

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).