Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Всего выделяют четыре основных уровня:  международный,  региональный,  национальный    уровень предприятия (фирмы).


Международная стандартизация – это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организации, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например:  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООНи др.


Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира, например страны-члены СНГ, ЕЭС и т.д. Региональными организациями по стандартизации являются такие, как  Европейский комитет по стандартизации (CEN),  Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC и др.


Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, Украине, Белоруссии, Японии, Китае, КНДР, Республике Куба), в других – негосударственными организациями (в ФРГ, Великобритании, Финляндии). При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях:  на государственном,  отраслевом уровне,  в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств),  на уровне ассоциаций,  производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений. Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.


Уровень предприятия (фирмы) – стандартизация в рамках отдельного предприятия (или в некоторых случаях группы предприятий). Разработанные стандарты определяют политику предприятия в области закупок, производства, сбыта и других операций. Объекты, аспекты и уровни стандартизации образуют так называемую сферу стандартизации.


Рассмотрим общий механизм стандартизации.


 1 этап – отбор объектов стандартизации. Допустим, в организации существует определённый набор типов используемой документации – приказы, служебные записки. Некоторые из них составляются регулярно, другие – в разовом порядке. Одни распространяются на большое число сотрудников, вторые – только на узкую группу. Стандартизировать будет целесообразно повторяющиеся объекты, распространяющиеся на большое число лиц, в нашем случае – документы, составляемые систематически и распространяющиеся на большое число сотрудников.


2 этап – моделирование объекта стандартизации. На данном этапе составляется абстрактная модель объекта, т.е. описание основных признаков, свойств объекта. В нашем примере можно выделить следующие существенные признаки объекта:  состав реквизитов;  оформление реквизитов;  требования к обращению документа (регистрации, хранению, доступу).  


3 этап – оптимизация модели. Оптимизация модели состоит в определении значений выявленных на предыдущем этапе признаков. Например, в разных организациях или даже подразделениях одной организации варианты исполнения одного и того же  10документа могут быть разными (разные бланки, разное оформление). Основная задача этого этапа заключается в разработке оптимального документа, выборе наилучшего варианта (наилучший вариант состава реквизитов, оформления). Решение этой задачи достигается с помощью использования разнообразных методов стандартизации.  


4 этап – стандартизация модели. На заключительном этапе происходит закрепление найденного решения – разработка нормативного документа, в котором зафиксированы разработанные требования к объекту стандартизации.