Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

"ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

имени В.И.БОНДАРЕНКО"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО ОЗЖТ

______________ С.С.Парамонов

«___»____________ 2017 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭКОЛОГИЯ

название дисциплины

Профессия

Программа рассмотрена и утверждена

На заседании ПЦК

«__» ____________2017г.

Протокол №

Руководитель ПЦК Ю.А. Сидорова

              

г. Орехово-Зуево

2017 г.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес­сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик: ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ  имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Разработчики:

Ашанова Н.М. - преподаватель ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Писарева Т.В. - заместитель директора по УР ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Содержание

стр.


  • ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
  3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 21

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ

  • Область применения программы

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова­ния. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо­вания

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

  • Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОУДб.17).

  • Цели дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских

поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
  • метапредметных:
  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • предметных:
  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен­тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
    • Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 час; внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Количест во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лекции

36

   

контрольные работы  не предусмотрено

 

Курсовая работа (проект) не предусмотрено

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

 

рефераты, презентации

 

Конспекты, таблицы, схемы

 
   
   

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

  • Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

  • Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

1. Содержание учебного материала:

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.  Методы, используемые в экологических исследованиях

2

1

Тема 1.Экология как научная дисциплина (11 часов)

   

Тема 1.1. Общая экология. Среда обитания и факторы среды.

1. Содержание учебного материала:

Общая экология. Среда обитания и факторы среды, их влияние на организмы.

Межвидовые отношения.

Самостоятельная работа: подготовка презентаций на тему "Экологические факторы"

2

1

2

3

Тема 1.2. Общие закономерности действия факторов среды на организм

1. Содержание учебного материала:

Общие закономерности действия факторов среды на организм

1

2

Тема 1.3. Биосфера. Экосистема. Популяция..

1. Содержание учебного материала:  Биосфера.Экосисистема. Популяция.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций на тему "Виды экосистем"

2

1

2

3

1

Тема 1.4. Социальная экология. Предмет изучения социальной

1. Содержание учебного материала:

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда,

1

2

 

 

экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и

окружающая человека, ее специфика и состояние. Экологические требования к компонентам окружающей среды.

   

состояние.

     

Тема 1.5. Демография и

1. Содержание учебного материала:

   

проблемы экологии.

Демография и проблемы экологии.

1

2

Тема 1.6.

1. Содержание учебного материала:

   

Природные ресурсы, используемые

человеком и их охрана

Природные ресурсы, используемые человеком и их охрана.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций на тему "Природные ресурсы, используемые человеком"

2

1

1

3

 

1. Содержание учебного материала:

   

Тема 1.7. Экологические проблемы:

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и

2

2

региональные и глобальные.

глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

   
       
       

Тема 2._Среда обитания человека и экологическая безопасность ( 10 часов)

   
 

 

Тема 2.1. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания

Содержание учебного материала

Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания

1

3

Тема 2.2. Городская среда.

Содержание учебного материала

   
 

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

1

2

Тема 2.3. Экологические вопросы строительства в городе.

Содержание учебного материала

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

2

2

Тема 2.4. Дороги и дорожное строительство в городе.

Содержание учебного материала

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

2

2

Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и

Содержание учебного материала

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

2

 
 

 

бытовых отходов в городе.

Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

 

2

Тема 2.6. Сельская среда.

Содержание учебного материала

   

Особенности среды обитания

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях

   

человека в условиях сельской

сельской местности.

1

2

местности.

     

Тема 2.7. Сельское хозяйство и

Содержание учебного материала

   

его экологические проблемы.

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.  Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

1

2

Тема 3. Концепция устойчивого развития ( 5 часов)

 

Тема 3.1. Возникновение

Содержание учебного материала

   

концепции устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития

1

2

Тема 3.2.

Содержание учебного материала

   

Экологические понятия

Экологические понятия «устойчивость» и «устойчивое

1

1

«устойчивость» и «устойчивое развитие».

развитие».

   
 

 

       

Тема 3.3. Способы решения

Содержание учебного материала

   

экологических проблем в рамках

Способы решения экологических проблем в рамках концепции

1

2

концепции «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие».

   

Тема 3.4.

Содержание учебного материала

   

Экономический, социальный,

Экономический, социальный, культурный и экологический

1

2

культурный и экологический

способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние

   

способы устойчивости, их

     

взаимодействие и взаимовлияние.

     

Тема 3.5.  Экологические след и

Содержание учебного материала

   

индекс человеческого развития.

Экологические след и индекс человеческого развития. Демонстрации Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след.

1

2

 

Самостоятельная работа -  История и развитие концепции устойчивого развития.

1

3

Тема 4. Охрана природы ( 6 часов)

 

Тема 4.1 Природоохранная

Содержание учебного материала

   

деятельность

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

1

2

Тема 4.2

Заповедники, заказники,

Содержание учебного материала

   

национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

1

2

       

Тема 4.3. Понятие "загрязнение среды"

Содержание учебного материала

   
 

Понятие "загрязнение среды"

1

2

Тема 4.4. Экологические кризисы и

Содержание учебного материала

   

экологические ситуации

Экологические катастрофы, кризисы и экологические ситуации.

1

2

 

 

Тема. 4.5.  

Содержание учебного материала

   

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Социально-экономические аспекты экологических проблем.

1

2

Тема 4.6.  Экологические проблемы России.

Содержание учебного материала

   
 

Экологические проблемы России.

1

2

 Дифференцированный зачет

В С Е Г О:

2

40

 

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

•  Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

•  Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

•  История и развитие концепции устойчивого развития.

•   Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

•   Основные экологические приоритеты современного мира.

•   Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения

   

проблем.

     

•   Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы . • Популяция как экологическая единица.

•  Причины возникновения экологических проблем в городе.

•  Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

•   

   
 

 

•  Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

•  Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

•  Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

•   Система контроля за экологической безопасностью в России.

•   Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

•   Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

•   Структура экологической системы.

•   Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

•    Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации . • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

  1. 1. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно­методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов вы- дающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Валова В.Д. Экология. — М., 2013.

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 клас­сы. — М., 2014.

Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз­витие». — М., 2011.

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

• личностные:

Устные ответы,

 

практические занятия,

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

самостоятельные работы

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

практические занятия, работа над текстом

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

самостоятельные работы

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

внеаудиторная самостоятельная работа

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

практические занятия, работа над текстом

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии •метапредметные:

практические занятия, работа над текстом

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

практические занятия, работа над текстом

 

 

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

практические занятия, работа над текстом

. - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

• предметные:

внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго-и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры

практические занятия, работа над текстом

 

 

 

 

Разработчики:

Ашанова Н.М. - преподаватель ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Писарева Т.В. - заместитель директора по УР ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Эксперты:

Эксперты:

Место работы

должность

инициалы, фамилия

Место работы

должность

инициалы, фамилия

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

"ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

имени В.И.БОНДАРЕНКО"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО ОЗЖТ

______________ С.С.Парамонов

«___»____________ 2017 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭКОЛОГИЯ

название дисциплины

Профессия

Программа рассмотрена и утверждена

На заседании ПЦК

«__» ____________2017г.

Протокол №

Руководитель ПЦК Ю.А. Сидорова

              

г. Орехово-Зуево

2017 г.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес­сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик: ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ  имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Разработчики:

Ашанова Н.М. - преподаватель ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Писарева Т.В. - заместитель директора по УР ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Содержание

стр.


  • ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
  3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 21

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ

  • Область применения программы

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова­ния. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо­вания

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

  • Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОУДб.17).

  • Цели дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских

поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
  • метапредметных:
  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • предметных:
  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен­тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
    • Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 час; внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Количест во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лекции

36

   

контрольные работы  не предусмотрено

 

Курсовая работа (проект) не предусмотрено

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

 

рефераты, презентации

 

Конспекты, таблицы, схемы

 
   
   

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

  • Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

  • Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

1. Содержание учебного материала:

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.  Методы, используемые в экологических исследованиях

2

1

Тема 1.Экология как научная дисциплина (11 часов)

   

Тема 1.1. Общая экология. Среда обитания и факторы среды.

1. Содержание учебного материала:

Общая экология. Среда обитания и факторы среды, их влияние на организмы.

Межвидовые отношения.

Самостоятельная работа: подготовка презентаций на тему "Экологические факторы"

2

1

2

3

Тема 1.2. Общие закономерности действия факторов среды на организм

1. Содержание учебного материала:

Общие закономерности действия факторов среды на организм

1

2

Тема 1.3. Биосфера. Экосистема. Популяция..

1. Содержание учебного материала:  Биосфера.Экосисистема. Популяция.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций на тему "Виды экосистем"

2

1

2

3

1

Тема 1.4. Социальная экология. Предмет изучения социальной

1. Содержание учебного материала:

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда,

1

2

 

 

экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и

окружающая человека, ее специфика и состояние. Экологические требования к компонентам окружающей среды.

   

состояние.

     

Тема 1.5. Демография и

1. Содержание учебного материала:

   

проблемы экологии.

Демография и проблемы экологии.

1

2

Тема 1.6.

1. Содержание учебного материала:

   

Природные ресурсы, используемые

человеком и их охрана

Природные ресурсы, используемые человеком и их охрана.

Самостоятельная работа:  подготовка презентаций на тему "Природные ресурсы, используемые человеком"

2

1

1

3

 

1. Содержание учебного материала:

   

Тема 1.7. Экологические проблемы:

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и

2

2

региональные и глобальные.

глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

   
       
       

Тема 2._Среда обитания человека и экологическая безопасность ( 10 часов)

   
 

 

Тема 2.1. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания

Содержание учебного материала

Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания

1

3

Тема 2.2. Городская среда.

Содержание учебного материала

   
 

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

1

2

Тема 2.3. Экологические вопросы строительства в городе.

Содержание учебного материала

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

2

2

Тема 2.4. Дороги и дорожное строительство в городе.

Содержание учебного материала

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

2

2

Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и

Содержание учебного материала

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

2

 
 

 

бытовых отходов в городе.

Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

 

2

Тема 2.6. Сельская среда.

Содержание учебного материала

   

Особенности среды обитания

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях

   

человека в условиях сельской

сельской местности.

1

2

местности.

     

Тема 2.7. Сельское хозяйство и

Содержание учебного материала

   

его экологические проблемы.

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.  Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

1

2

Тема 3. Концепция устойчивого развития ( 5 часов)

 

Тема 3.1. Возникновение

Содержание учебного материала

   

концепции устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития

1

2

Тема 3.2.

Содержание учебного материала

   

Экологические понятия

Экологические понятия «устойчивость» и «устойчивое

1

1

«устойчивость» и «устойчивое развитие».

развитие».

   
 

 

       

Тема 3.3. Способы решения

Содержание учебного материала

   

экологических проблем в рамках

Способы решения экологических проблем в рамках концепции

1

2

концепции «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие».

   

Тема 3.4.

Содержание учебного материала

   

Экономический, социальный,

Экономический, социальный, культурный и экологический

1

2

культурный и экологический

способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние

   

способы устойчивости, их

     

взаимодействие и взаимовлияние.

     

Тема 3.5.  Экологические след и

Содержание учебного материала

   

индекс человеческого развития.

Экологические след и индекс человеческого развития. Демонстрации Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след.

1

2

 

Самостоятельная работа -  История и развитие концепции устойчивого развития.

1

3

Тема 4. Охрана природы ( 6 часов)

 

Тема 4.1 Природоохранная

Содержание учебного материала

   

деятельность

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

1

2

Тема 4.2

Заповедники, заказники,

Содержание учебного материала

   

национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

1

2

       

Тема 4.3. Понятие "загрязнение среды"

Содержание учебного материала

   
 

Понятие "загрязнение среды"

1

2

Тема 4.4. Экологические кризисы и

Содержание учебного материала

   

экологические ситуации

Экологические катастрофы, кризисы и экологические ситуации.

1

2

 

 

Тема. 4.5.  

Содержание учебного материала

   

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Социально-экономические аспекты экологических проблем.

1

2

Тема 4.6.  Экологические проблемы России.

Содержание учебного материала

   
 

Экологические проблемы России.

1

2

 Дифференцированный зачет

В С Е Г О:

2

40

 

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

•  Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

•  Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

•  Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

•  История и развитие концепции устойчивого развития.

•   Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

•   Основные экологические приоритеты современного мира.

•   Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения

   

проблем.

     

•   Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы . • Популяция как экологическая единица.

•  Причины возникновения экологических проблем в городе.

•  Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

•   

   
 

 

•  Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

•  Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

•  Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

•   Система контроля за экологической безопасностью в России.

•   Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

•   Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

•   Структура экологической системы.

•   Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

•    Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации . • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

  1. 1. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно­методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов вы- дающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Валова В.Д. Экология. — М., 2013.

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 клас­сы. — М., 2014.

Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз­витие». — М., 2011.

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

• личностные:

Устные ответы,

 

практические занятия,

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

самостоятельные работы

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

практические занятия, работа над текстом

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

самостоятельные работы

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

внеаудиторная самостоятельная работа

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

практические занятия, работа над текстом

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии •метапредметные:

практические занятия, работа над текстом

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

практические занятия, работа над текстом

 

 

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

практические занятия, работа над текстом

. - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

• предметные:

внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго-и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

устные ответы, защита реферата, рецензирование сообщения на уроке

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры

практические занятия, работа над текстом

 

 

 

 

Разработчики:

Ашанова Н.М. - преподаватель ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Писарева Т.В. - заместитель директора по УР ГБПОУ МО "ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ имени В.И.БОНДАРЕНКО"

Эксперты:

Эксперты:

Место работы

должность

инициалы, фамилия

Место работы

должность

инициалы, фамилия