Понятие «практикоориентированное профессиональное образование» все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. Практикоориентированное профессиональное образование нацелено на подготовку обучающихся к реализации определенной профессиональной деятельности. Встречаются случаи, когда программы профессионального образования имеют в своей структуре большой объем практических занятий, но при этом не связаны с конкретной профессиональной деятельностью. Говоря о практикоориентированном профессиональном образовании справедливо понимание того, что это одновременно и один из секторов профессионального образования, ограниченный специфической целью, системой задач и представлений о результате, содержанием, организационными формами, дидактическими методами и субъектами образовательной деятельности. Практикоориентированное профессиональное образование имеет целью подготовку обучающихся к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и знаний из различных областей науки и практики.             По этому признаку могут быть выделены три образовательные парадигмы:

  1. 1. Практикоориентированное образование, источником целеполагания которого выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации.
  2. 2. «Клиентоориентированное» профессиональное образование, нацеленное на удовлетворение образовательных потребностей личности. По мере развития гуманистических, личностно-ориентированных тенденций в образовании (в том числе и профессиональном), усилилась роль индивидуального заказчика – частного лица, желающего освоить ту или иную профессию и готового оплатить обучение.
  3. 3. «Аутичное» профессиональное образование, не имеющее внешнего заказчика и нацеленное на удовлетворение собственных корпоративных интересов образовательной сферы. -

            Существенными характеристиками практикоориентированногопрофессионального образования, отличающего его от других образовательных парадигм являются:

1) целеполагание, в основе которого лежит подготовка обучающегося к определенной профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями экономики или конкретного заказчика - работодателя;

2) социальное партнёрство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов образования;

3) первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений.

            Таким образом, практикоориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.

            В практике современного профессионального образования сектор практикоориентированного профессионального образования имеет тенденцию к расширению. Практикоориентированное профессиональное образование прагматично по своей цели, что приводит к известной избирательности содержания. В этом имеются как свои преимущества, так и риски. Анализ практики реализации данного подхода позволил выявить следующие позитивные ожидания:

  1. 1. повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики в целом и конкретного работодателя в частности;
  2. 2. сокращение адаптационного периода выпускников профессиональных образовательных организаций на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоёмкой системе «доучивания» молодых специалистов;
  3. 3. возможность получения специалистов «заданного» качества, т.е., в наибольшей степени соответствующих требованиям не только определённой специальности или профессии, но и требованиям конкретных предприятий;
  4. 4. повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности трудоустройства; 5. возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (модулей) на основе гибкой образовательной программы;
  5. 6. сокращение периода обучения за счёт исключения всех элементов содержания, не связанных непосредственно с функциональной подготовкой
  6. 7. привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, и как следствие заинтересованности социальных партнеров.

            Ожидаемые риски от реализации программ практикоориентированного профессионального образования:

  1. 1. снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности);
  2. 2. риск личностной стагнации выпускника в силу того, что снижаются творческие возможности обучающегося до уровня реальных потребностей работодателя;
  3. 3. снижение горизонтальной мобильности выпускников.

Практикоориентированное образование, направленное на формирование, чаще всего, стандартных или стандартизуемых образовательных результатов, предполагает обучение на основе решения стандартных учебно-производственных задач. Это обусловливает максимальное использование репродуктивной деятельности в сочетании с рефлексивно-самооценочной деятельностью обучающихся. Это определяет преимущественное использование в рамках практикоориентированного образования следующих образовательных технологий: 

для формирования умений – практика, имитационные (деловые, ролевые и др.) игры; кейс-стади (решение ситуационных задач); социально-психологические и профессиональные тренинги; 

для формирования навыков – обучение на основе интерактивных тренажёров (тренажёров с вмонтированными датчиками обратной связи).

Основное дидактическое отличие практикоориентированного образования от фундаментального: Для фундаментального образования практика – инструмент освоения теории, для практикоориентированного образования теория – инструмент освоения практики. Практикоориентированность образования как признак.

Существенными (парадигмальными) характеристиками практикоориентированного образования, отличающего его от других образовательных парадигм, являются:

  1. 1. целеполагание, в основе которого лежит подготовка учащегося к определенной профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями экономики;
  2. 2. социальное партнёрство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов;
  3. 3. первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений;
  4. 4. высокая процедурная (технологическая) проработка учебного процесса, использование стандартных форматов, технологий, методов и средств обучения;
  5. 5. особый язык, отличающийся от языка педагогики и педагогической психологии и представляющий собой переходный тип языка педагогики к языку технологического (производственного) процесса.

Риски практикоориентированного образования.

 Непосредственная привязка целеполагания профессионального образования к внешней, «работодательской» составляющей образовательного заказа неизбежно приводит к переносу рамочных ограничений, свойственных данному заказу, на само практикоориентированное образование, его задачи, содержание процесс и результаты. Практикоориентированное образование, направленное на реализацию такого заказа, способствует скорейшей адаптации работника к конкретной профессии / должности / данному рабочему месту, но не способствует его подготовке к решению задач профессиональной мобильности.

Второе ограничение – постановка работодателями задач кадрового обеспечения исходя их актуальных дефицитов, при отсутствии перспективного, стратегического видения развития экономической и кадровой ситуации. Будучи ориентировано на такой социальный заказ, практикоориентированное образование связывает себя с конкретными технологиями и требованиями сегодняшнего дня и не отвечает задачам развития производства и кадрового обеспечения инновационной экономики. Третье ограничение – региональный (регионально-отраслевой), а в ряде случаев и местечковый характер работодательского образовательного заказа. Ориентированное на такой заказ практикоориентированне образование адекватно удовлетворяет частные потребности региональных экономик, но не создаёт условий, необходимых для формирования единого народнохозяйственного комплекса страны, основанного на тесных межрегиональных связях и, соответственно, единых экономических и технологических подходах. Напротив, возрастает риск обособления региональных экономик.

Противопоставление практикоориентированного образования и фундаментального образования представляется непродуктивным. По-видимому, целесообразный путь нахождения «точки компромисса» - последовательное чередование в жизни человека разных типов образования, в зависимости от его возраста, жизненной ситуации, объективных образовательных потребностей. Перспективным представляется и путь сочетания в программах профессионального образования фундаментальных и практикоориентированных дидактических элементов: например, фундаментальных дисциплин и профессиональных модулей.

Особые образовательные подходы и технологии, используемые в рамках практикоориентированного образования («интенсивное обучение»), накладывают существенно более высокие требования к педагогическим кадрам профессиональных образовательных организаций. Одним из препятствий в преодолении данного ограничения является фундаментальный характер педагогического (и вузовского, в целом) образования, которое является первичным источником кадров профессионального образования. Педагогов в фундаментальной образовательной среде вузов готовят к реализации фундаментального, а не практикоориентированного образования.

Социальные эффекты практикоориентированного профессионального образования.

Для экономической сферы.

Положительные:  повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню+квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики в целом в лице конкретного работодателя в частности;  сокращение адаптационного периода выпускников профессиональных+ образовательных организаций на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоёмкой системе «доучивания» молодых специалистов;  возможность получения специалистов «заданного» качества, т.е., в+ наибольшей степени соответствующих требованиям, «заточенным» не только под определённую специальность или профессию, но и под конкретное предприятие или производство.

Отрицательные:  снижение горизонтальной мобильности выпускников профессиональных- образовательных организаций;  несформированность профессионально-трудовой мотивации- обучающихся, основанной на понимании смысла и социальной миссии профессии, творческого к ней отношения в силу узкофункциональной направленности обучения;  неготовность выпускников быть «изобретателями и рационализаторами»- на основе творческого отношения к своей профессиональной деятельности и, следовательно, их несоответствие требованиям инновационной экономики.

Для обучающихся и выпускников.

Положительные:  повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности+ трудоустройства;  возможность освоения индивидуального набора дополнительных+ квалификаций (модулей) на основе гибкой образовательной программы;  в ряде случаев – подготовленность к предпринимательской деятельности.

Отрицательные:  снижение адаптационных способностей выпускника за пределами- полученной профессии (специальности), как следствие – уменьшение его социальной защищённости в условиях отсутствия рабочих мест по полученной профессии (специальности);  значительное ограничение возможностей выпускника для продолжения- образования по профессиональным программам более высокого уровня;  риск личностной стагнации и деградации обучающегося и выпускника в- силу того, что практикоориентированное образование снижает творческие возможности обучаемого до уровня реальных потребностей работодателя.

Для системы государственного управления.

Положительные:  сокращение периода обучения за счёт исключения всех элементов+ содержания, не связанных непосредственно с функциональной подготовкой. Отрицательные:  усиления риска маргинализации группы населения «молодые рабочие и- служащие», получившей короткое и содержательно усечённое образование (при этом полностью освобождённое от задач «социального призрения») и выпущенной на рынок труда без достижения достаточной социальной зрелости;  усиление риска безработицы в условиях динамичных изменений на рынке- труда.

Для профессиональных образовательных организаций.

 Положительные:

 обеспечение стабильно высокого качества освоения+практикоориентированных программ, успешного функционирования и развития, на этой основе – повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, внешнего признания, престижа и статуса образовательной организации; 

привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие+ материально-технической базы; 

появление новых возможностей для повышения квалификации+ педагогического состава и целевого привлечения высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе.

Отрицательные:

- необходимость массовой переподготовки педагогических кадров,

- высвобождающихся в результате сокращении сроков и содержания обучения; 

- деградация образовательной среды образовательных организаций,

- сокращение возможностей педагогического воздействия на личностное развитие обучающегося; 

- из-за сокращения содержательных рамок подготовки в масштабах одной- профессии (специальности) неизбежен рост количества профессий (специальностей) СПО, что лишь частично может быть компенсировано гибким модульным подходом к построению программ.

            Одним из наиболее значимых условий развития практикоориентированного профессионального образования является привлечение профессиональным образовательными организациями внебюджетных ресурсов (финансовых, информационных, учебно-методических, кадровых, материально-технических) со стороны партнеров-работодателей.

            Указанный процесс может быть реализован на основе следующих основных механизмов: 

-государственно-частное партнерство (на локальном, муниципальном,· региональном уровнях);  формирование территориальных отраслевых образовательных· кластеров (на региональном уровне). Механизмы, обеспечивающие соответствие квалификации выпускников практикоориентированных образовательных программ требованиям рынка труда, образовательную и профессиональную мобильность обучающихся и выпускников, непрерывность профессионального образования Механизмы связаны с развитием национальной системы квалификаций и системы поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития на различных этапах образования и могут быть разделены на следующие четыре относительно автономные подгруппы: 1) нормативные механизмы, в том числе:  уровни квалификации2· ;  профессиональные стандарты;·  образовательные стандарты;· 2) механизмы прогнозирования и планирования; 3) механизмы оценки качества образования, в том числе:  оценка квалификаций;·  профессионально-общественная аккредитация образовательных· программ ;  участие работодателей в государственной аттестации обучающихся по· программам профессионального образования; 4) профориентационные механизмы (сопровождение профессионального самоопределения обучающихся ).