Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области

«Орехово - Зуевский железнодорожный техникум имени

В.И. Бондаренко»

План-конспект открытого урока по производственному обучению по теме
«Сверление отверстий»

Подготовил:
Мастер п/о

Ашанова Н.М.

196 группа

Дата проведения:

24.10.19

 

г. Орехово-Зуево
2019 г

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Сверление отверстий».

Цели:

Дидактическая цель: совершенствовать знания по теме и научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.

Обучающая: сформировать знания, умения и навыки по данной теме и практическому применению их в профессиональной деятельности, сформировать профессиональные и общие компетенции по профессии.

Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к выбранной профессии, умению работать в коллективе.

Развивающая: развивать интерес к избранной профессии средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.

Тип урока:   комбинированный.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  1. Слесарный верстак – 15 шт.
  2. Настольный вертикально - сверлильный станок – 2 шт.
  3. Свёрла разные – 8 шт.
  4. Металлическая линейка – 15 шт.
  5. Чертилка – 15 шт.
  6. Кернер – 8 шт.
  7. Напильники разные – 30 шт.
  8. Уголок – 15 шт.
  9. Зубила – 15 шт.
  10. Молоток слесарный (массой 400гр.) – 15 шт.
  11. Рабочий чертёж уголка – 15 шт.
  12. Компьютер и мультимедийная приставка для демонстрации презентации.
  13. Образцы поэтапного выполнения задания (уголка)
  14. Образец уголка.
  15. Критерии оценивания производственного задания.
  16. Рейтинговая таблица.

Место проведения: слесарная мастерская

Межпредметные связи:

ПМ.02  Ремонт воздушных линий электропередач

Тема  «Слесарные операции по изготовлению конструкций и деталей»

Общепрофессиональный цикл:

ОП.04 «Материаловедение»

Темы: «Свойства металлов и сплавов», «Железоуглеродистые сплавы».

ОП.05 «Охрана труда»

Тема «Электробезопасность. Организация безопасных методов работы».

ХОД УРОКА

  1. 1. Организационный момент (2 минуты).

Здравствуйте! Садитесь. Проверка присутствующих на уроке. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда, перчатки) и настрой учащихся на получение знаний.

  1. 2. Вводный инструктаж (35 – 40 мин).

Мастер объявляет тему урока «Сверление отверстий», цели и задачи.

Вводное слово мастера по применению и использованию этой слесарной операции в профессии, значимости знаний и практических умений по данной теме при выполнении ремонтных работ автотранспортных средств, при этом демонстрирует детали машин и механизмов, с элементами этой слесарной операции.

Для формирования практических умений по теме «Сверление», сегодня на уроке вы будете изготавливать изделие, в котором имеются отверстия. Демонстрирует образец производственного задания, при изготовлении которого необходима эта слесарная операция.

Мебельный уголок предназначен для прочной фиксации деревянных конструкций, которые имеют в соединении прямой угол. Мебельный уголок изготавливается из листовой стали толщиной 1 мм. Для его крепления используют саморезы или шурупы, головки которых будут выступать из отверстий над поверхностью уголка, если его крепить в просверленные отверстия.

Ставит перед учащимися проблемный вопрос:

Вопрос: что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала из отверстия над поверхностью металла?».

Мотивирует обучающихся на получение знаний по теме «Сверление», на формирование практических умений, которые помогут ими решить проблемный вопрос, а так же к восприятию и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы.

Давайте с вами вместе посмотрим на образец и определим, какие же слесарные операции необходимо использовать при его изготовлении?

Ответ: разметка, рубка металла, опиливание, сверление отверстий.

Сегодня повторим отдельные вопросы по теме «Опиливание».

Опрос по пройденному материалу.

    1. Повторение пройденного материала(5- 6 мин)

Опрос обучающихся по теме «Опиливание»

Мастер подводит итог данного этапа урока.

Анализирует, комментирует ответы учащихся, отмечает активных ребят, и призывает пассивных обучающихся включаться в работу.

2.2 Объяснение нового материала(15 – 20 мин).

Обучающимся представляется презентация по теме урока, плакаты на доске по теме «Сверление отверстий», демонстрацией

инструментов, оборудования, приспособлений, готовых изделий, образца производственного задания – мебельного уголка. Мастер п/о ведёт объяснение нового материала по теме «Сверление отверстий» по презентации.

Демонстрация презентации

Во время объяснения мастер п/о демонстрирует практический показ крепления сверла в трёх кулачковом патроне, настройку сверлильного станка к работе, подготовку металла к сверлению, опирается на знания по предмету «Материаловедение», демонстрирует приёмы сверления сквозных отверстий с использованием пассатижей и ручных тисков на сверлильном станке, при этом комментирует свои действия напоминает правила т/б при работе на сверлильном станке, опирается на знания обучающихся по предмету «Охрана труда».

    1. Закрепление нового материала (2 – 4 мин)

А) Контроль знаний обучающихся по вопросам.

В) Мастер п/о предлагает одному из обучающихся продемонстрировать сверление отверстия в металле в определённой последовательности, с учётом правил по т/б и прокомментировать свои действия, а также качество просверленного отверстия.

Мастер п/о анализирует ответы и работу обучающихся.

Подводит итог на данном этапе урока.

2.4. Объяснение производственного задания (10 – 12 мин)

Объяснение выполнения производственного задания. Критерии оценивания задания. Норма времени на его выполнение.

Демонстрация образца – мебельный уголок, с поэтапным его выполнением.

Знакомство с рабочим чертежом

Совместно с обучающимися мастер п/о выстраивает алгоритм его выполнения. Он напоминает, что не обязательно строго следовать ему, можно изменить порядок выполнения слесарных операций, здесь каждый из вас может проявить свой индивидуальный подход и творчество, но так, чтобы в конечном итоге получилось то задание, которое выдано мастером п/о. т.е.. у мебельного уголка должны соответствовать габаритные размеры, согласно чертежу, были выполнены все слесарные операции, которые были заявлены для его изготовления и качество его выполнения.

В заключение объяснения мастер п/о возвращается к проблемному вопросу « Что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала над поверхностью отверстия металла?»

Выслушивает мнения обучающихся, комментирует, анализирует их и подводит итог.

Ответ на проблемный вопрос: Да действительно, можно рассверлить отверстие на неполную глубину сверлом большего диаметра, например, сверлом диаметром 10мм, чтобы головка самореза спряталась в нём и не выступала над поверхностью уголка. Но можно эту операцию выполнить и другим специальным инструментом – зенковкой. Операция эта называется – зенкованием, и с ней мы с вами будем знакомиться на следующем уроке п/о.

Демонстрирует рабочий чертёж производственного задания, он имеется у каждого на рабочем месте. Призывает быть внимательным.

Затем мастер п/о предлагает одному или двум обучающимся повторить алгоритм выполнения производственного задания, перечислить виды слесарных операций, которые необходимы для его выполнения, а также делает акцент на отработке упражнений по теме «Сверление отверстий», и качестве его выполнения.

Сообщает критерии оценивания производственного задания, количество баллов за работу и предполагаемая оценка по баллам. Совместно с обучающимися корректирует их, и вывешивает рейтинговую таблицу.

Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.

  1. 3. Текущий инструктаж (практическая часть)

Мастер п/о организует самостоятельную работу обучающихся.

Выполнение производственного задания обучающимися.

Мастер п/о в процессе работы учащихся осуществляет целевые обходы рабочих мест:

  • Наблюдает за работой обучающихся;
  • Следит за правильной организацией рабочего места;
  • Направляет деятельность обучающихся на правильность построения технологического процесса, выполнения задания;
  • Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимся и направляет на их исправление;
  • Следит за соблюдением Т/Б при выполнении слесарных работ;
  • Отдельным обучающимся демонстрирует приёмы работы с инструментами и оборудованием, а также выполнение отдельных приёмов слесарных операций.
  1. 4. Заключительный инструктаж (15 – 20 мин)

Подведение итогов урока производственного обучения.

Мастер п/о совместно с обучающимися анализирует и оценивает работы, согласно разработанным критериям, вносит их в рейтинговую таблицу.

Анализирует и комментирует работы учащихся, отмечает более успешные и неудавшиеся, анализирует совместно с обучающимися причины неудавшихся работ.

Анализирует успешность достижения целей урока, определяет перспективы последующей работы.

4.1. Домашнее задание. Повторить тему «Сверление отверстий и тему «Зенкование».

4.2. Уборка рабочих мест. Сдача рабочих мест дежурным и мастеру п/о.

8