Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Орехово - Зуевский железнодорожный техникум имени
В.И. Бондаренко»
План-конспект открытого урока по производственному обучению по теме
«Сверление отверстий»
Подготовил:
Мастер п/о
Ашанова Н.М.
196 группа
Дата проведения:
24.10.19
г. Орехово-Зуево
2019 г
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Сверление отверстий».
Цели:
Дидактическая цель: совершенствовать знания по теме и научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.
Обучающая: сформировать знания, умения и навыки по данной теме и практическому применению их в профессиональной деятельности, сформировать профессиональные и общие компетенции по профессии.
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к выбранной профессии, умению работать в коллективе.
Развивающая: развивать интерес к избранной профессии средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
- Слесарный верстак – 15 шт.
- Настольный вертикально - сверлильный станок – 2 шт.
- Свёрла разные – 8 шт.
- Металлическая линейка – 15 шт.
- Чертилка – 15 шт.
- Кернер – 8 шт.
- Напильники разные – 30 шт.
- Уголок – 15 шт.
- Зубила – 15 шт.
- Молоток слесарный (массой 400гр.) – 15 шт.
- Рабочий чертёж уголка – 15 шт.
- Компьютер и мультимедийная приставка для демонстрации презентации.
- Образцы поэтапного выполнения задания (уголка)
- Образец уголка.
- Критерии оценивания производственного задания.
- Рейтинговая таблица.
Место проведения: слесарная мастерская
Межпредметные связи:
ПМ.02 Ремонт воздушных линий электропередач
Тема «Слесарные операции по изготовлению конструкций и деталей»
Общепрофессиональный цикл:
ОП.04 «Материаловедение»
Темы: «Свойства металлов и сплавов», «Железоуглеродистые сплавы».
ОП.05 «Охрана труда»
Тема «Электробезопасность. Организация безопасных методов работы».
ХОД УРОКА
- 1. Организационный момент (2 минуты).
Здравствуйте! Садитесь. Проверка присутствующих на уроке. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда, перчатки) и настрой учащихся на получение знаний.
- 2. Вводный инструктаж (35 – 40 мин).
Мастер объявляет тему урока «Сверление отверстий», цели и задачи.
Вводное слово мастера по применению и использованию этой слесарной операции в профессии, значимости знаний и практических умений по данной теме при выполнении ремонтных работ автотранспортных средств, при этом демонстрирует детали машин и механизмов, с элементами этой слесарной операции.
Для формирования практических умений по теме «Сверление», сегодня на уроке вы будете изготавливать изделие, в котором имеются отверстия. Демонстрирует образец производственного задания, при изготовлении которого необходима эта слесарная операция.
Мебельный уголок предназначен для прочной фиксации деревянных конструкций, которые имеют в соединении прямой угол. Мебельный уголок изготавливается из листовой стали толщиной 1 мм. Для его крепления используют саморезы или шурупы, головки которых будут выступать из отверстий над поверхностью уголка, если его крепить в просверленные отверстия.
Ставит перед учащимися проблемный вопрос:
Вопрос: что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала из отверстия над поверхностью металла?».
Мотивирует обучающихся на получение знаний по теме «Сверление», на формирование практических умений, которые помогут ими решить проблемный вопрос, а так же к восприятию и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы.
Давайте с вами вместе посмотрим на образец и определим, какие же слесарные операции необходимо использовать при его изготовлении?
Ответ: разметка, рубка металла, опиливание, сверление отверстий.
Сегодня повторим отдельные вопросы по теме «Опиливание».
Опрос по пройденному материалу.
- Повторение пройденного материала(5- 6 мин)
Опрос обучающихся по теме «Опиливание»
Мастер подводит итог данного этапа урока.
Анализирует, комментирует ответы учащихся, отмечает активных ребят, и призывает пассивных обучающихся включаться в работу.
2.2 Объяснение нового материала(15 – 20 мин).
Обучающимся представляется презентация по теме урока, плакаты на доске по теме «Сверление отверстий», демонстрацией
инструментов, оборудования, приспособлений, готовых изделий, образца производственного задания – мебельного уголка. Мастер п/о ведёт объяснение нового материала по теме «Сверление отверстий» по презентации.
Демонстрация презентации
Во время объяснения мастер п/о демонстрирует практический показ крепления сверла в трёх кулачковом патроне, настройку сверлильного станка к работе, подготовку металла к сверлению, опирается на знания по предмету «Материаловедение», демонстрирует приёмы сверления сквозных отверстий с использованием пассатижей и ручных тисков на сверлильном станке, при этом комментирует свои действия напоминает правила т/б при работе на сверлильном станке, опирается на знания обучающихся по предмету «Охрана труда».
- Закрепление нового материала (2 – 4 мин)
А) Контроль знаний обучающихся по вопросам.
В) Мастер п/о предлагает одному из обучающихся продемонстрировать сверление отверстия в металле в определённой последовательности, с учётом правил по т/б и прокомментировать свои действия, а также качество просверленного отверстия.
Мастер п/о анализирует ответы и работу обучающихся.
Подводит итог на данном этапе урока.
2.4. Объяснение производственного задания (10 – 12 мин)
Объяснение выполнения производственного задания. Критерии оценивания задания. Норма времени на его выполнение.
Демонстрация образца – мебельный уголок, с поэтапным его выполнением.
Знакомство с рабочим чертежом
Совместно с обучающимися мастер п/о выстраивает алгоритм его выполнения. Он напоминает, что не обязательно строго следовать ему, можно изменить порядок выполнения слесарных операций, здесь каждый из вас может проявить свой индивидуальный подход и творчество, но так, чтобы в конечном итоге получилось то задание, которое выдано мастером п/о. т.е.. у мебельного уголка должны соответствовать габаритные размеры, согласно чертежу, были выполнены все слесарные операции, которые были заявлены для его изготовления и качество его выполнения.
В заключение объяснения мастер п/о возвращается к проблемному вопросу « Что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала над поверхностью отверстия металла?»
Выслушивает мнения обучающихся, комментирует, анализирует их и подводит итог.
Ответ на проблемный вопрос: Да действительно, можно рассверлить отверстие на неполную глубину сверлом большего диаметра, например, сверлом диаметром 10мм, чтобы головка самореза спряталась в нём и не выступала над поверхностью уголка. Но можно эту операцию выполнить и другим специальным инструментом – зенковкой. Операция эта называется – зенкованием, и с ней мы с вами будем знакомиться на следующем уроке п/о.
Демонстрирует рабочий чертёж производственного задания, он имеется у каждого на рабочем месте. Призывает быть внимательным.
Затем мастер п/о предлагает одному или двум обучающимся повторить алгоритм выполнения производственного задания, перечислить виды слесарных операций, которые необходимы для его выполнения, а также делает акцент на отработке упражнений по теме «Сверление отверстий», и качестве его выполнения.
Сообщает критерии оценивания производственного задания, количество баллов за работу и предполагаемая оценка по баллам. Совместно с обучающимися корректирует их, и вывешивает рейтинговую таблицу.
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.
- 3. Текущий инструктаж (практическая часть)
Мастер п/о организует самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение производственного задания обучающимися.
Мастер п/о в процессе работы учащихся осуществляет целевые обходы рабочих мест:
- Наблюдает за работой обучающихся;
- Следит за правильной организацией рабочего места;
- Направляет деятельность обучающихся на правильность построения технологического процесса, выполнения задания;
- Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимся и направляет на их исправление;
- Следит за соблюдением Т/Б при выполнении слесарных работ;
- Отдельным обучающимся демонстрирует приёмы работы с инструментами и оборудованием, а также выполнение отдельных приёмов слесарных операций.
- 4. Заключительный инструктаж (15 – 20 мин)
Подведение итогов урока производственного обучения.
Мастер п/о совместно с обучающимися анализирует и оценивает работы, согласно разработанным критериям, вносит их в рейтинговую таблицу.
Анализирует и комментирует работы учащихся, отмечает более успешные и неудавшиеся, анализирует совместно с обучающимися причины неудавшихся работ.
Анализирует успешность достижения целей урока, определяет перспективы последующей работы.
4.1. Домашнее задание. Повторить тему «Сверление отверстий и тему «Зенкование».
4.2. Уборка рабочих мест. Сдача рабочих мест дежурным и мастеру п/о.
8