Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области

«Орехово - Зуевский железнодорожный техникум имени

В.И. Бондаренко»

План-конспект открытого урока по производственному обучению» по теме: «Нарезание внутренней резьбы»

Подготовил:
Мастер п/о

Ашанова Н.М.

196 группа

Дата проведения:

 

г. Орехово-Зуево


2019 г.

Цели урока:

Обучающая:

-Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе резьбонарезным инструментом

Развивающая:

- Развивать мотивацию к изучению предмета постановкой в игровой форме познавательных задач.

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской

Методы обучения: фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, ИКТ, игра, беседа.

Технологии: игровая, опережающая, ИКТ

Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоматериалы, верстаки, тиски, заготовки металлической полосы, наборы резьбонарезных инструментов, воротки, плакат «Рейтинг бригад», поощрительные призы(4 шт), корочка удостоверения, куда сделать вкладыш - лучший слесарь по итогам деловой игры.

Тип урока: выполнение трудовых приемов и операций

Организационный момент (3-5 минут)

Мастер приветствует учащихся, сообщает тему урока, цель и правила игры. Учащиеся делятся на 3 команды по 4 человека. Каждая команда выбирает себе бригадира.

-Ребята, тема урока: Нарезание внутренней резьбы.

Цель урока: научиться нарезать внутреннюю резьбу.

Сегодня заключительный урок по теме Нарезание резьбы. На первом уроке Вы познакомились с приемами работы с инструментами и приспособлениями для нарезания наружных и внутренних резьб. На втором уроке Вы научились нарезать наружную резьбу на шпильке.

-Чем нарезается наружная резьба? (плашкой)

А сегодня нам предстоит научиться нарезать внутреннюю резьбу.

-Кто может ответить каким инструментом нарезается внутренняя резьба? (метчиком)

Урок у нас пройдет в форме деловой игры. Для этого мы с вами разделились на 3 бригады и каждая бригада выбрала себе бригадира (по слайду назвать членов каждой бригады и бригадиров). По итогам игры в конце урока мы выявим самую лучшую бригаду и лучшего слесаря. Для этого в течение всего урока будем заполнять турнирную таблицу, в которой помимо командного зачета есть еще и личный. Всего у нас четыре тура игры. Три из которых теоретические, и четвертый тур практический. При подведении итогов, будет учитываться участие в теоретических турах и правильность выполнения задания в практическом туре.

1 тур называется Вопрос-Ответ. Перед вами 12 цифр, за которыми спрятаны вопросы. За каждый правильный ответ бригада получает 2 балла, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа, право ответа передается другой команде. Под двумя цифрам и спрятаны вопросы-сюрпризы, за правильные ответы на которые Вы сможете получить 6 и 7 баллов. Вопрос под цифрой 4 будет последним.

Итак, начинаем. 1 бригада выбирайте номер вопроса.

1 Тур «Вопрос-ответ» (10-15 мин)

Мастер задает учащимся 12 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы являются основополагающими в изучении темы «Нарезание наружной и внутренней резьбы».

Вопросы:

  1. 1. Что называется резьбой?

2.Какие виды резьбы вы знаете?

3.Назовите общий признак этих деталей

  1. 4. Приведите примеры применения резьбовых соединений

5.Зачем метчик и плашку поворачивают в обратную сторону при нарезании резьбы?

6.Как будет называться соединение с использованием деталей с резьбой?

7.Резьба по направлению винтовой линии бывает…

8.Как называется деталь с внутренней резьбой?

9.Какие виды воротков вы знаете?

  1. 10. Расшифруйте надпись М12 х 1,25 LH
  1. 11. Логическая цепочка. Найдите лишнее слово.
  1. 12. Назовите основные параметры резьбы

Вопрос под номером 4: Приведите примеры применения резьбовых соединений. После ответа бригады предложить ребятам послушать о том, когда появились первые крепёжные детали, имеющие резьбы (опережающее задание)

А как вы думаете, в природе существуют резьбовые соединения? Совсем недавно, в 2011 году немецкие ученые нашли аналог резьбового соединения в природе. А где? Об этом нам расскажет …

Спасибо докладчикам, они получают в личный зачет по 3 балла.

Подведение итогов 1 тура.

2 Тур «Мозговой штурм» (3 мин) (обе команды получают одинаковое количество карточек)

-Ребята, сейчас я вам раздам буквы и прошу вас за 3 мин. собрать из них слова, с которыми вы познакомились при изучении темы Нарезание резьбы. За каждое правильно собранное слово команда получает 1 балл. (каждой команде одинаковые буквы, чтобы было видно что сложность одинакова для всех)

МЕТЧИК РЕЗЬБА ПЛАШКА БОЛТ ВИНТ ТИСКИ ШПИЛЬКА

После выполнения задания все садятся, остаются поодному представителю от бригады, проводится самопроверка (правильные ответы на слайде).

Подведение итогов 2 тура.

3 Тур «Конкурс бригадиров» (2 мин)

Я прошу выйти бригадиров. Вам надо составить алгоритм нарезания внутренней резьбы.

1.Измерить штангенциркулем отверстие

2.С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика

3.Предварительно смазать метчик

4.Без перекоса поместить в отверстие

5.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.

6.Надежно закрепить заготовку в тисках

А пока бригадиры выполняют задание, я предлагаю Вам проделать тоже самое и составить алгоритм нарезания внутренней резьбы самостоятельно, при условии правильного выполнения задания, Вы получите 2 балла в личный зачет. На столах у вас есть карточки с цифрами, разложите их в нужной последовательности (на столе у каждого карточки с цифрами, на слайде - задание).

5.Измерить штангенциркулем отверстие

3.С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика

1.Предварительно смазать метчик

2.Без перекоса поместить в отверстие

4.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.

6.Надежно закрепить заготовку в тисках

Правильный ответ: 5,3,6,1,2,4

Посмотрим, как бригадиры справились с заданием.

Проверка задания у бригадиров. Подведение итогов 3 тура.

А сейчас переходим к новой теме Нарезание внутренней резьбы.

Внутреннюю резьбу мы будем нарезать метчиками. Метчик представляет собой винт с прорезанными прямыми или винтовыми стружечными канавками, образующими режущие кромки. Метчик состоит из двух основных частей: рабочей и хвостовой. Рабочая часть метчика служит для нарезания резьбы. Хвостовик-стержень служит для закрепления метчика в воротке.

В комплект, состоящий из трех метчиков, входят черновой, средний и чистовой метчики. Все метчики комплекта имеют разный диаметр.

Чтобы определить, какой метчик является черновым, какой -- средним, а какой -- чистовым, на хвостовой части делают соответственно одну, две или три круговые риски (кольца) или же ставят соответствующий номер. На хвостовой части проставляют размер резьбы, для нарезания которой этот метчик предназначен. Первый (черновой) метчик нарезает черновую резьбу, снимая при этом до 60% металла (стружки); второй (средний) метчик нарезает уже более точную резьбу, снимая до 30% металла; третий (чистовой) метчик снимает еще до 10% металла, имеет полный профиль резьбы и используется для окончательного, точного нарезания резьбы и ее калибровки.

В процессе выполнения практического задания вы можете столкнуться с такой проблемой: резьба может получиться неполной или рваной. Я прошу вас подумать и на заключительном инструктаже ответить мне: по каким причинам это происходит.

А теперь самое главное - правила техники безопасности, которые надо соблюдать при нарезании резьбы (обучающиеся рассказывают ТБ при нарезании резьбы - было выдано опережающее задание).

Демонстрация трудовых приемов

Сегодня мы будем нарезать резьбу сразу чистовым метчиком, так как отверстия у нас небольшого диаметра. Отверстия в заготовках заранее просверлены.

Итак, для начала я измерила штангенциркулем диаметр отверстия. Диаметр равен- 5 мм. Теперь по таблице выбираю нужный метчик. В моем случае это М 6.

С метчиком определились, теперь надежно зажимаю заготовку в тисках. Смазываю метчик кисточкой и без перекоса помещаю его в отверстие. Начинаю плавно вращать вороток. Через 1,5-2 оборота, делаю пол-оборота назад для слома стружки.

- Какие виды отверстий вы знаете? (сквозные и глухие). Совершенно правильно, сегодня мы учимся нарезать резьбу в сквозном отверстии.

- Подумайте и скажите: если отверстие глухое, куда будет деваться стружка в процессе нарезания резьбы? Не забьется ли ей отверстие? И что можно предпринять для того, чтобы этого избежать? (периодически надо выкручивать метчик и высыпать стружку).

Все! Резьба нарезана, кто желает повторить? Прошу подойти ко мне (показ учащегося).

4 Тур практический

- Молодцы ребята! Свои знания теории вы продемонстрировали, пора перейти к практике. Посмотрите на критерии оценок, слайд (озвучить, за что выставляется оценки-5, 4,3,2)

Вопросы есть ко мне?

Тогда прошу всех пройти в слесарную мастерскую, у каждого на верстаках лежат заготовки и технологические карты. Желаю всем удачи!

Заключительный инструктаж

После подсчета количества баллов, набранных каждой бригадой, подводятся итоги всей проделанной ребятами работы и объявляется лучшая бригада и лучший слесарь. Ему (ей) вручается удостоверение «лучшего слесаря» по итогам деловой игры.

Бригада, набравшая наибольшее количество очков получает за урок «5»; остальным участникам по усмотрению мастера также выставляются оценки.

Домашнее задание: Поповиченко Т.И. Практические работы по слесарному делу.стр. 139-145 Нарезание внутренней резьбы.

Ребята, вам понравился урок?

Я прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из слайда:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.

Всем спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для урока

Технологическая карта

1.Измерить штангенциркулем отверстие

2.С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика

3.Надежно закрепить заготовку в тисках

3.Предварительно смазать метчик

4.Без перекоса поместить в отверстие

5.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, пол-оборота - против часовой стрелки.

Опережающее задание

Слайд 1.

Мелкие нелетающие жуки-долгоносики имеют длину от 1,5 до 6,0 мм. В 2011 году у этих жуков обнаружено необычное строение суставов, по сути это биологический винт. Группа учёных из Германии нашла у жуков-долгоносиков аналог резьбового винтового соединения.

Слайд 2.

Их вертлуг ввинчивается вкоксу (тазик). Вертлуг имеет на своей поверхности выступы, напоминающие конический винт, а внутри тазика имеется резьбовая выемка. Такой тип соединения очень надёжный и даёт древесному жуку устойчивость. Резьба обеспечивать очень большой угол поворота: передние ноги долгоносиков способны делать поворот на 90°, а задние ноги могут вращаться на 130°

Слайд 3.

 Первые крепёжные детали, имеющие резьбы, начали применяться в Древнем Риме в начале н. э. Однако из-за высокой стоимости они использовались только в ювелирных украшениях, медицинских инструментах и других дорогостоящих изделиях.

Широкое применение болты и гайки нашли в пятнадцатом столетии. Они соединяли подвижные сегменты брони доспехов и части часовых механизмов.

Слайд 4.

Станок немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга, созданный примерно в 1450 году, имел резьбовые соединения, детали его скреплены винтами.

Слайд 5.

Гайки нашли широкое применение в различных сферах техники, и, подобно всякому часто используемому предмету, стали совершенствоваться и изменяться по своей форме, размеру, материалу и функциональному предназначению. Возникли гайки квадратные, восьми- и шестигранные, колпачковые (“глухие ”), прорезные (корончатые), барашковые. Переоценить пользу гаек и болтов трудно, пожалуй, столь же тяжело придумать технологическую сферу, где не использовались бы элементы резьбового соединения, в силу его простоты, надёжности и универсальности.

ТБ выдана учащимся как опережающее задание.

До начала работы: Одеть спецодежду, рукава должны быть застегнуты. Проверить слесарный верстак. Слесарные тиски должны быть исправны и соответствовать росту учащегося. На верстаке не должно быть посторонних предметов.

Во время работы:

Прочно зажимать в тисках заготовку, а во время установки или снятия её соблюдать осторожность, т.к. при падении деталь может нанести травму, упав на ногу; стружку с верстака или с детали убирать только щеткой; Не трогайте руками гребешки нарезанной резьбы, так как они могут поранить пальцы острыми и рваными краями. Не разбрасывать инструменты по верстаку.

Измерить штангенциркулем отверстие.

С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика.

Предварительно смазать метчик.

Надежно закрепить заготовку в тисках.

Без перекоса поместить метчик в отверстие.

Плавно вращать вороток, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.

По окончании работы:

Тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент на соответствующее место.